Результаты стратегической сессии выходят за рамки простого составления плана. Они выступают частью долгосрочного стратегического управления, ими можно руководствоваться при принятии решений на долгое время вперёд. В целом логично говорить о совокупность результатов, которые дополняют друг друга и преобразуют компанию так, чтобы достигнуть желаемого будущего. Их и разберём в этой статье.
Преимущества стратегических сессий
Итоги стратегической сессии во многом связаны с её преимуществами и сложностями в компании, которые требуется решить. Преимущества стратсессий:
-
Обсуждение ключевых вопросов в широком контексте способствует появлению множества новых полезных идей.
-
Форум для обсуждения различных аспектов деятельности компании и её отделов, которые приносят наибольшую пользу или сталкиваются с трудностями. Там, где успех минимален, можно попробовать применить лучшие практики.
-
Координация работы отделов. Сессии способствуют их взаимодействию, обсуждению ключевых проблем, областей сотрудничества.
-
Прозрачность и подотчётность. Стратсессии позволяют руководству быть в курсе происходящего на каждом уровне организации, а подразделениям – чувствовать ответственность за прогресс в достижении поставленных целей, стимулируя работу, необходимую для их достижения.
-
Согласование ресурсов и принятие обоснованных бюджетных решений. Стратсессии позволяют увидеть, вкладываете ли вы деньги в то, в чём заключается ваша стратегия.
Результатом стратегической сессии может стать и решение следующих проблем:
-
Топ-руководители проводят вместе относительно мало времени.
-
На их собраниях обсуждение повестки дня носит несфокусированный и недисциплинированный характер.
-
Текущие собрания топ-менеджмента не ориентированы на принятие решений.
-
Стратегические и операционные процессы обсуждаются в рамках одного совещания, но «тушение текущих пожаров» всегда вытесняет обсуждение стратегических вопросов.
Как добиться лучших результатов при организации сессии
-
Обязательное посещение для топ-менеджмента. Стратсессия без нужных людей на ней – это дорогостоящая трата времени.
-
Ограничьте количество участников, чтобы не «размывать» обсуждение ключевых вопросов.
-
Заблаговременно получите точные данные о внутреннем состоянии компании. На их основе проанализируйте тенденции и выявите проблемы.
-
Взгляните на ситуации критически: люди склоны искать положительные стороны во всех вещах. Если есть негативная информация, ее следует включить в повестку и даже сделать предметом отдельного обсуждения.
-
Разумно используйте время участников и методы фасилитации, чтобы не тратить время и соблюдать план стратегической сессии. Часть вопросов, которые кажутся важными, но не соответствуют сценарию стратегической сессии, запишите для дальнейшего обсуждения.
-
Поощряйте открытый диалог, стремление людей высказываться.
Каких ошибок избегать, чтобы достигать наилучших результатов на стратсессии?
-
Неангажированного лидерства недостаточно. Необходима вовлечённость руководителя, чтобы другие участники тоже были вовлечены.
-
Низкое качество данных. Возможно, сначала вам придется наладить процесс предоставления данных. Если части данных не хватает, то часть стратсессии можно использовать, чтобы настроить механизм их сбора.
-
Неправильный баланс между промежуточными результатами и показателями результативности. Необходимо видеть и картину в целом, и текущее состояние.
-
Подготовка, отнимающая много времени. Предварительные процессы стоит оптимизировать, обеспечивать их повторяемость.
-
Никакого ценного обсуждения. Совещание не предназначено для того, чтобы каждый отдел показал и рассказал обо всём. Стратегическая сессия нужна для целенаправленного обсуждения ключевых успешных/проблемных областей.
-
Сложность выступлений: нужен необходимый минимум деталей, потому не стесняйтесь ограничивать выступления, чтобы соблюдать повестку дня.
-
Сомнения в показателях. Не нужно спорить из-за данных – они такие, какие они есть. Сессия посвящена стратегии, а не деталям.
Результаты стратсессии не должны оставаться на полке
Зачастую топ-менеджмент выделяет на стратегические сессии 2-4 дня в год, но затем возвращается исключительно к текучке. Всё полученное на стратегической сессии попросту пылится на дальней полке и не используется на практике. Только в конце года команда оглядывается на проделанную работу и пытается угадать, а хорошо ли получилось реализовать стратегию. Т. е. получается отчётность о том, что сделано, а не о том, что будет делаться. При таком подходе упускается нечто важно.
Чтобы результаты стратсессии не пылились на полке рекомендуется:
-
Распространить все заметки/материалы по стратсессии среди её участников в течение 24 часов с момента её завершения.
-
Убедиться, что все ответственные лица знакомы с результатами сессии. Если кого-то не было на ней, то нужно дополнительно разослать итоги. Убедиться, что ключевые сведения донесены до всех.
-
Настроить процесс отслеживания дорожной карты, сроков выполнения проектов. Рекомендуется проводить ежемесячный или ежеквартальный обзор, чтобы сообщать о прогрессе в соответствии с планом, вносить корректировки и распространять их по всей организации.
-
В начале следующей стратсессии рассмотреть и резюмировать, что было выполнено после предыдущей. Это нужно не только для того, чтобы понять правильна ли текущая стратегия или нет. Но и чтобы внести в неё корректировки, реагировать на внешние факторы, на меняющуюся среду и т. д.
Для оценки результатов и дальнейшего прогресса должны собираться отдельные рабочие группы. Они:
-
Проверяют, что сделано.
-
Оценивают, насколько это соответствует дорожной карте проектов.
-
Определяют, можно ли использовать уже полученные результаты для лучшей работы.
Эти встречи могут проводиться ежемесячно, а ежеквартально – встречи рабочих групп с руководителями и их заместителями. Результаты оцениваются с точки зрения соответствия стратегии, её промежуточных задач.
Результаты стратегической сессии
В целом результаты стратегической сессии – это:
-
План, отвечающий реалиям вашей компании. Типовой план, который имеется и у ваших конкурентов, не принесёт пользы. Необходим внутренний анализ, анализ рынка и т.д. Вы можете найти то, что не нашли конкуренты. Особенно это касается внутренней среды и конкурентных преимуществ.
-
Дорожная карта проектов и определение лидеров изменений. Определение приоритетов, распределение обязанностей по всей организации.
На уровне принципов:
-
Ясность. Понимание и видение, где вы находитесь и к чему стремитесь.
-
Уверенность. Анализ различных вариантов развития перед определением стратегического направления.
-
Продуктивность. Действия соответствуют намеченному плану, все понимают приоритеты развития.
Итоги стратсессии – это возможность сконцентрироваться на проектах, а не на бюджете. Заранее убедиться, что проекты будут завершены. Результат одной стратегической сессии, зачастую, учитывается при последующих. Ранее созданный план обновляется, корректируется и дальше претворяется в жизнь. Так процесс управления компанией улучшается.
DT-Team помогает добиваться наилучших результатов. Заказать стратегическую сессию вы можете, заполнив форму ниже.