Развитие бизнеса невозможно представить без множества концепций, стратегий, бизнес-планов. Именно они повышают общую эффективность компании на стратегическом уровне. Только после разработки стратегии есть смысл спускать цели на тактический (операционный) уровень для их воплощения в жизнь. Стратегия развития – это расширение масштабов видения и деятельности для достижения лучших результатов. Подробнее рассмотрим цели разработки стратегии развития, её виды, план и особенности реализации.
Цели стратегия развития
Упрощённо говоря, стратегия развития – это план, который определяет, как ваша компания намерена достичь целей по развитию бизнеса. Цель стратегического плана – развитие и расширение деятельности, обеспечение долгосрочного успеха организации.
Стратегия развития компании является ключевым элементом успешного бизнеса. Она определяет путь к достижению поставленных целей и ориентирует команду на приоритетные задачи. Стратегический план развития компании должен быть проработан до мельчайших деталей, чтобы обеспечить эффективность долгосрочных планов.
Цель стратегического плана заключается в том, чтобы выявить наиболее важные направления развития компании и определить способы их достижения. Важно, чтобы стратегические цели были четко сформулированы и соответствовали миссии компании. Только таким образом можно обеспечить взаимосвязь действий всех подразделений, достичь долгосрочного успеха.
Поэтому важно не только определить стратегические цели, но и разработать план действий для их достижения. Это требует внимательного анализа текущего состояния компании, выявления уникальных возможностей и конкурентных преимуществ, а также определения ключевых факторов успеха.
Главное — помнить, что стратегический план развития должен быть живым документом, подлежащим регулярному обновлению и корректировке в соответствии с изменениями внешних условий и внутренних потребностей компании.
Задачи стратегии развития:
-
Укрепление ключевых взаимосвязей: с партнёрами, клиентами и т. д.
-
Рост доходов и снижение затрат: определить наиболее перспективные продукты, рынки, способы продвижения и т. д.
-
Улучшение имиджа компании: работа с собственным брендом, восприятием у ЦА.
-
Выход на новые рынки: быть в курсе трендов, чтобы не упускать новые возможности.
Виды стратегий развития
Существует множество видов стратегий развития бизнеса, которые могут быть оптимально использованы в зависимости от конкретных условий и целей организации. Одной из основных стратегий развития является базовая стратегия, которая определяет общее направление развития деятельности предприятия. Кроме того, конкурентная стратегия производства направлена на выявление и использование преимуществ: превзойти конкурентов и быть востребованными у потребителей. Функциональная стратегия позволяет планировать деятельность каждого подразделения компании.
Среди других стратегий можно выделить следующие:
-
Стратегия роста, направленная на увеличение объёмов производства или расширение ассортимента продукции.
-
Стратегия диверсификации, предполагающая освоение новых рынков или выпуск новых продуктов.
-
Стратегия сокращения, направленная на оптимизацию деятельности компании и сокращение издержек.
-
Стратегия стабилизации, целью которой является сохранение текущего положения компании на рынке.
-
Стратегия НИОКР, определяющая идеи новых продуктов, нацеленная на инновации.
-
Стратегии по уровням деятельности организации: производственная, маркетинговая, финансовая и т. д.
Выбор подходящей стратегии развития бизнеса – это секрет эффективного стратегического управления.
План стратегии развития
Разработка стратегии развития компании – это сложный и ответственный процесс, который требует профессионального подхода, глубокого анализа и последовательного выполнения всех этапов разработки стратегического плана. Процесс разработки стратегии развития компании включает несколько ключевых этапов:
-
Определение целей и задач, которые необходимо достигнуть. Формулирование основной цели (например, занять лидирующую позицию на рынке или увеличить объем реализации товара) и конкретных задач для её достижения.
-
Анализ внешней и внутренней среды. Изучается макросреда (экономические условия, законодательные изменения, поведение конкурентов) и микросреда (потребности клиентов, действия конкурентов), чтобы выявить возможности и угрозы, сильные и слабые стороны компании.
-
Выбор стратегии. Определяется базовая, конкурентная или функциональная стратегия, а также дополнительные стратегии
-
Разработка тактики: плана конкретных действий и мероприятий для достижения поставленных целей.
-
Реализация стратегии. Внедрение разработанных планов в жизнь.
План развития бизнеса нуждается в постоянной работе над ним: компания должна оценивать результаты своей деятельности, чтобы вносить корректировки и стремиться к идеальному образу будущего. Стратегический план развития позволяет определить, где компания находится и куда она собирается двигаться. Это помогает расставить приоритеты, оставив в стороне вторичные факторы.
Реализация стратегии развития
Реализация стратегии развития организации – непростой процесс, требующий системного и профессионального подхода. Для успешной реализации стратегии необходимо создать комплекс стратегических программ, охватывающих ключевые направления развития компании, обеспечивающих выполнение стратегических решений. Каждая компания разрабатывает свой уникальный набор стратегических программ. По сути, это совокупность взаимосвязанных проектов с определенным бюджетом, командой специалистов и т. д.
Эффективная реализация стратегии требует соблюдения нескольких важных правил.
-
Во-первых, необходимо наличие лидеров изменений и специального органа стратегического управления, ответственного за реализацию и корректировку стратегии на тактическом уровне. Подробнее об этом мы рассказывали в статье «Совет директоров как способ реализации стратегии развития».
-
Во-вторых, необходима система контроля, которая удерживает стратегические цели и помогает достичь заданных показателей.
-
В-третьих, для успешной реализации стратегии также необходимо формирование эффективной системы мотивации для управленческой команды, ориентированной на достижение стратегических целей.
-
Наконец, важно создание корпоративной культуры, основанной на ценностях и принципах стратегического поведения компании, а также концентрация значительных ресурсов организации на приоритетных стратегических решениях.
Стратегия развития предприятия – это то, что нужно вашей компании, чтобы превзойти конкурентов. На рынке существуют тысячи (а если говорить о мировом масштабе, то миллионы) фирм, которые могут составить вам серьёзную конкуренцию. В таких условиях именно план развития бизнеса становится тем инструментом, который обеспечивает рост и успех.
Разработка стратегии развития может стать непростой задачей, особенно если вы загружены операционными процессами. DT-Team помогает в построении стратегий развития на годы вперёд. Подробнее ознакомиться с нашими услугами вы можете здесь.