Система управления: кризис иерархической структуры | стратегическое агентство DT-Team
Опубликовано: 11.05.2024
Мы стоим на пороге изменений в принятии управленческих решений. Из-за появления новых средств коммуникации, новых средств поиска и передачи информации, формируется и запрос на новые средства управления. Возрастает количество потерь на каждом уровне иерархии, падает маржинальность бизнеса из-за большого количества уровней. Причина в том, что растёт скорость изменений.

Как скорость принятия решений влияет на эффективность бизнеса?

Условная компания по производству газированной воды в 1960-е годы была сосредоточена на типовых задачах. Масштабирование, открытие новых заводов, новых рынков сбыта. Скорость и качество принятия решений были существенно ниже, чем сейчас. Можно было долго заниматься созданием одного продукта. Условно и новый продукт (даже не линейка продуктов) можно было выпускать максимум раз в 3-5 лет. Для этого не требовалось существенных затрат на перестройку технологической линии.

В этой связи было мало управленцев, которые принимали решения в области того, куда развивается компания, как развивается, какой продукт выпускать, как проанализировать целевую аудиторию и т. д. Они были, но у них было существенно больше времени, чтобы подготовиться к изменениям – условные 3-5 лет на подготовку и выпуск нового продукта. Их потенциальные ошибки были не столь значимы для бизнеса в целом.

История развития предприятий такова. В начале они боролись за результативность, т. е. всё запланированное должно быть сделано (выпущено, реализовано). По мере расширения глобализации компании начали активнее бороться за эффективность. Анализировать, сколько ресурсов потрачено при производстве, сколько выгоды в итоге извлечено. Причина: рост конкуренции на рынке.

Также сейчас всё больше компаний, которые каждый год выпускают новые продукты, предоставляют новые услуги. Новые продукты собираются раз в полгода и чаще. Например, те же образовательные программы раньше фиксировались государством и оставались неизменными годами и десятилетиями. Сейчас на рынке образовательных услуг при таком подходе сложно оставаться конкурентоспособным. Популярнее модульное обучение и курсы.

Для системы управления это означает следующее. Прежняя система организации труда была иерархической. Сейчас она по скорости не соответствует требованиям эпохи. Не позволяет оперативно реагировать на потребности рынка, вовремя выпускать новые продукты. Среди проблем:

  1. выпуск продукта значительно позднее, чем сформировалась потребность;
  2. выпуск продукта, не отвечающего потребностям ЦА;
  3. выпуск не того продукта.
Сформировалась большая степень неопределённости внешней среды компании. Из-за роста неопределённости требуется всё больше работы с ней. Она существовала и раньше, но у управленцев было существенно больше времени, чтобы работать с ней. Сейчас решения нужно принимать в моменте. Количество людей, которые принимают решения, должно уменьшаться, а количество решений должно увеличиваться.

И кажется, что этого невозможно достичь в рамках существующих схем/систем распределения труда.

Командно-ориентированная система управления как выход из кризиса

До какого момента с иерархической системой мирились. Но, пожалуй, с изданием Манифеста гибкой разработки программного обеспечения (Agile Manifesto) в 2001 г. всё больше компаний осознали её неэффективность. Одни из ключевых ценностей манифеста:

  • Приоритет людей и их взаимодействия над прописанными заранее процессами.
  • Приоритет работающего продукта над исчерпывающей документацией.
  • Приоритет сотрудничеству с заказчиком, а не согласованию условий контракта.
  • Приоритет адаптивности, готовности к изменениям, а не изначальному плану, заданию.
Новый тип организации системы труда можно условно обозначить как командно-ориентированную систему управления; распределённое управление (гетерархия). Приоритет отдаётся не связям управления и подчинения, а связям в координации. Связи между элементами компании при такой системе разнообразны, но равноценны. Отсутствует принятие и реализация управленческих решений строго по цепочке сверху вниз.

Безусловно, при таком подходе формируется ряд новых сложностей. Прежде всего, построение качественной коммуникации в команде – необходимо, чтобы члены команды однозначно понимали одно и тоже. Ещё одна проблема – целеполагание. Понимать, что требуется на рынке, что требуется клиенту; разделять на уровни задач/ответственности/процессов. Если справиться с этими процессами, то скорость принятия решений и действий будет существенно быстрее, чем при иерархической системе.

Не существует готового и универсального алгоритма построения новой системы управления, перевода части бизнеса из иерархической системы в командную структуру. Это длительный и сложный процесс, который самостоятельно сможет реализовать не каждый. Среди рекомендованных подходов и методов, инструментов можно выделить следующие:

  • Использование гибкого подхода к управлению, основанного на ценностях (agile). Ключевые принципы подхода: самоорганизация, самодисциплина и командная работа.
  • Предоставлять членам команды больше возможностей принимать решения и участвовать в планировании.
  • Scrum-метод. Создание коротких спринтов (итераций), во время которых команда работает над определенной задачей. Грубо говоря, реализация на практике выражения «проблемы надо решать по мере их поступления».
Мы в DT-Team помогаем в развитии компаний, в т. ч. в реорганизации систем управления. Рады будем помочь вам адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал "Нейростратегия с Евгением Григорьевым", чтобы получать больше полезной информации, инсайтов и экспертных оценок. 
Поделиться статьей

Запишитесь на консультацию

Не уверены, что ваш бизнес нуждается в масштабировании? Хотите определиться с точкой А, а не с точкой Б?

Тогда предлагаем вам получасовой разбор текущего состояния вашего бизнеса с одним из наших специалистов. 

Рекомендуем подписаться на канал "Нейростратегия с Евгением Григорьевым", чтобы получать полезные инсайды и экспертные оценки. 


Вам может быть интересно