Стратегическое развитие менеджмент в бизнесе | консалтинговое агентство DT-team

Стратегический менеджмент: инструменты для бизнеса, которые приводят к успеху

Опубликовано: 19.03.2024

В этой статье рассмотрим несколько ключевых инструментов стратегического менеджмента. Компания DT-Team успешно использует инструменты управления бизнесом, помогая своим клиентам достигать устойчивого и кратного роста. 

Постараемся минимизировать теорию – теоретической информации по современным бизнес-инструментам достаточно в сети. Акцент сделаем на практических примерах: как тот или иной инструмент использовались в компаниях, как это способствовало их стратегическому развитию. 

При этом важно понимать, что для комплексного стратегического управления недостаточно ограничиваться лишь одним инструментом, необходимо их сочетание. Каждый из них имеет преимущества и недостатки, используется в зависимости от конкретной ситуации и компании. 

Инструменты стратегического менеджмента Tesla - сценарное планирование, SWOT- и PEST-анализ

Компания Tesla была основана в 2003 г., когда на рынке господствовали бензиновые автомобили. Но в компании, во-первых, оценили текущую ситуацию за счёт SWOT-анализа. Т.е. выявили сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Например, среди сильных сторон отметили инновационные технологии, среди слабых – высокую стоимость продукции. Подкрепили полученную информацию PEST-анализом – внешней среды, её политических, экономических, социальных и технологических составляющих. Так, среди ключевых социальных факторов оказалась «зелёная повестка», а среди экономических – растущие цены на нефть и бензин. 

Во-вторых, использовали полученную аналитику для сценарного планирования: составили и оценили альтернативные сценарии развития будущего. Например, была учтена «зелёная повестка»: возрастающее внимание населения к экологии, прорабатываемые на государственном уровне концепции развития («углеродный ноль» и аналогичные). Были учтены и технологические тренды, повышающие эффективность электромобилей (технологии аккумуляторов, инфраструктура их зарядки). 

Вывод из ситуации был достаточно прост: рынок электромобилей будет расти и в настоящий момент на нём мало конкурентов. В итоге Tesla практически единолично заняла растущую нишу рынка.  

При этом стратегия компании была основана на вертикальной интеграции: контроле всего производственного цикла. В 2006-2008 гг. Tesla выпускали дорогостоящие штучные автомобили, но делали ставку на их удешевление и расширение в дальнейшем. Такой опыт был у других электронных устройств до этого – телевизоров, холодильников, мобильных устройств. В совокупности с уникальным подходом к брендингу и маркетингу, использованию метода итерации (процесс постоянного улучшения продукта) – Tesla пришла к успеху, в т.ч. став самой дорогой автомобильной компанией в мире. 

Организация стратегического менеджмента Amazon Go

В 2018 г. Amazon открыл ряд физических магазинов, которые позволил покупателям быстрее и удобнее совершать покупки. В магазинах Amazon Go не только не стало персонала, но и оплата осуществлялась автоматически – за счёт комплекса технологий по распознаванию лиц и отслеживанию товаров в корзине покупателя. 

Как рассказывал сам основатель компании Джефф Безос, в основе была идея о том, что отсутствие очередей – это сильнейшее конкурентное преимущество. Ещё до начала реализации проекта был проведён анализ конкурентов, было выявлено, что быстрота покупки всё больше влияет на выбор магазина покупателем. Также Amazon разработал несколько сценариев развития этого сервиса, включая сценарии для различных рыночных условий, изменения потребительских предпочтений и технологических инноваций. 

Т.е. были использованы такие инструменты управления бизнесом как сценарное планирование, модель конкурентных сил Портера, концепция «конкурентных преимуществ». За этапом стратегического планирования последовал этап проработки технологической составляющей – отладка всех процессов заняла 3 года в отдельном «пробном» магазине в Сиэтле. 

Открытие первых магазинов Amazon Go в 2018 г. моментально привело к росту акций компании на 2,5%. По итогам первого года работы было выявлено, что такие магазины приносят в 1,5 раза больше прибыли – не только за счёт сокращённых трат на персонал, но и за счёт ускоренного и упрощённого процесса покупки, привлекательности таких магазинов в глазах потребителей. 

Стратегическое планирование Google: метод SMART, модель GROW, Матрица БКГ

В сентябре 1998 г. создаётся компания Google. Многие исследователи объясняют быстрый рост компании успехами в стратегическом планировании. Например, говорят об использовании метода SMART – подход, при котором планируемые цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени. Также в соответствии с этим подходом формируются глобальная миссия, промежуточные цели и через их декомпозицию – список задач-действий. 

Глобальной миссией для Google стало организовать мировую информацию и сделать ее универсально доступной и полезной. 

Одной из ключевых целей – увеличить свою долю на рынке поисковых систем за счёт создания системы, которая будет наиболее совершенной из всех существующих поисковиков. 

Одной из задач по её достижению – обновление и усовершенствование поисковых алгоритмов. 

Также в компании активно применяется модель GROW – для разработки стратегии роста и развития. Она предполагает определение цели, окружающих условий (реальности), препятствий и вариантов, а также плана действий. Применяется модель и внутри компании для наставничества и командной работы. Лидер команды выступает в качестве коуча,  задавая нужные вопросы, приводит своих подопечных к распознаванию проблем и составления плана действий. 

По мере роста компании она начала активно поглощать небольших конкурентов в смежных отраслях. Этому явно предшествовало использование матрицы БКГ (модели портфеля продуктов/рынка). Т.е. компания определила для себя наиболее приоритетные продукты и рынки, укрепляя свою долю на них. Всех конкурентов компания устранить не смогла, но в итоге расширила поле своей деятельности, выйдя на новые рынки. 


Если вам кажется, что инструменты стратегического управления используются только в крупном и всемирном известном бизнесе, приводят только их к успеху, то это далеко не так. Например, в своей книге «Как масштабировать бизнес, а не хаос» я рассказываю, как метод модифицированного SWOT-анализа помог в масштабировании российской логистической компании TETRA TRANS. 

Весь опыт успешной работы DT-Team, наши кейсы невозможно было бы реализовать без использования комплекса инструментов стратегического менеджмента. При этом важно не только понимать их теоретические основы, но и грамотно сочетать и использовать. Компания DT-Team всегда готова помочь в развитии вашего бизнеса. 

Поделиться статьей

Остались вопросы?

Запишитесь на консультацию!

Вам может быть интересно