Форматы стратегических сессий | стратегическое агентство DT-Team
Опубликовано: 28.05.2024

Стратегическая сессия – это особый формат взаимодействия между собственниками и топ-менеджерами, позволяющий синхронизировать представления собственников и топ-менеджеров о ситуации в компании и её дальнейшем развитии. 

Это эффективный инструмент для анализа текущей ситуации, определения целей и разработки стратегий развития компании. Итоговый результат во многом зависит от вида, формата и цели стратегической сессии.

Статья_виды страт сессий_3.png

Подходы к стратегическим сессиям

В зависимости от подхода выделяют классические и тематические стратсессии. При классическом подходе стратсессия проводится после длительного анализа: маркетингового, производственного, анализа ценовой политики, систем управления изменениями, эффективностью и дрХотя на проведение стратегической сессии уйдет 1-3 дня, но на ее подготовку потребуется от нескольких недель до нескольких месяцев. 

Цель классической стратегической сессии – выработка желаемого будущего компании, в котором она должна оказаться на горизонте 3-10 лет.

При тематическом подходе задается конкретная тема стратегической сессии. Это может быть поиск путей выхода из кризиса, проработка новых продуктов и пр. Такой подход позволяет сузить спектр, глубже проработать вопрос. Также могут сократиться временные затраты.

Способы проведения стратегических сессий

По способу проведения стратсессии делятся на очные, дистанционные и комбинированные

Очные сессии наиболее популярны и позволяют активнее взаимодействовать, видеть реакцию участников вживую. Методы групповой работы – организационно-деятельностные игры, стратегические инструменты и коллективные выступления – при таком формате работают лучше. Из минусов – чуть больше организационных сложностей.

Дистанционная стратегическая сессия значительно проще в организации, отличается гибкостью, экономией времени. Видеоконференция позволяет снять многие ограничения, однако технические сложности и отсутствие живого контакта могут снизить эффективность мероприятия. Отчасти проблему можно решить приглашением опытного модератора. Работа в Miro с заранее подготовленными шаблонами позволяет устранить коммуникационный барьер.

Комбинированная стратегическая сессия позволяет собрать часть команды в одном месте, а остальным участникам подключиться по видеосвязи. Сочетает лучшие элементы очных и дистанционных стратсессий. Такой формат требует повышенного внимания к сценарию стратегической сессии. Обычно в такой ситуации используются в качестве дистанционного взаимодействия спикеры, которые добавляют содержания для разработки стратегии развития.

Виды стратегических сессий по цели их проведения

Ключевым элементом стратегической сессии является постановка амбициозной цели, которая должна вдохновлять команду и мотивировать на достижение высоких результатов. Эта цель должна быть практически недостижимой без выхода за пределы зоны комфорта, что стимулирует к поиску нестандартных решений и активному развитию. Обычно цель формируется на очных встречах с собственником компании перед проведением стратегической сессии. Либо на партнерских сессиях, где определяется видение дальнейшего развития компании.

В зависимости от цели стратегической сессии они проводятся:

  1. Для разработки/корректировки миссии бизнеса. Определяется основная цель и смысл существования компании, ее ценности и принципы. Это фундамент бизнеса, значимость которого не стоит преуменьшать.
  2. Для составления/корректировки стратегии развития. В рамках стратегических сессий разрабатываются проекты развития и изменений, составляется их дорожная карта. Создается ситуация, когда топ-менеджеры становятся лидерами изменений. Они берут на себя ответственность, чтобы реализовывать стратегию как команда. Такие стратегические сессии – как для собственников, так и для руководителей – позволяют понять, куда движется компания, кого еще не хватает в компании для кратного роста и развития.
  3. Для оперативного управления. Стратегическая сессия, направленная на операционный (тактический) уровень, необходима для крупного бизнеса раз в полгода, для среднего – раз в 4 месяца. Важно своевременно проводить корректировку относительно пути, который выбрала компания. Это позволит вовремя синхронизировать представления разных подразделений,  а также не допустить затягивания реализации проектов. Такие стратегические сессии обычно используют для:  проработки продуктовой линейки и гипотез, корректировки организационной структуры, поиск решения проблемных/узких мест в компании.
  4. Для разработки креативных решений. Обычно такие стратегические сессии называются форсайтами. Форсайты призваны посмотреть на перспективу 5-10 лет на развитие отрасли и индустрии. Заглянуть в будущее и оттуда  принять решения о том, в каком направлении компании наиболее выгодно развиваться. Наши стратегические сессии и форсайты построены по методологии “идеализированного проектирования” и “системо-мыследеятельностного подхода” с использование актуальной на данный момент аналитики с рынка.

Форматы стратегических сессий

Можно классифицировать виды стратегических сессий иным способом, больше ориентируясь на их формат, а не на цель проведения. 

Логично, что стратегическая сессия – это некий формат мероприятия, на котором должны приниматься стратегические решения, влияющие на человека или компанию. Или должна разрабатываться стратегия. 

Стратегические решения – это какие решения? Это решения, связанные:

  • С проектированием будущего. 
  • С проектированием сценариев реализации будущего.
  • С дефицитов ресурсов для будущего. 
  • С выбором и принятием всеми участниками конкретного сценария движения.
Базово существует два подхода: 
  1. В принятии стратегических решений участвуют собственники. 
  2. Внутренние/внешние эксперты делают стратегию и «спускают» её на сотрудников.
  3. В принятии стратегических решений участвует вся команда вместе с собственниками (или даже без них) и внешним проводящим (командой проводящих).
Наш опыт подсказывает, что проведение стратегических сессий – это больше про проектирование коллективного будущего, которое вы определили, поверили и побежали воплощать в реальность. А не разработанный документ, который спустили на всех. 

Поэтому у нас своя классификация стратегических сессий, представленная в крайнем правом столбце на картинке выше. В остальных столбцах приведены классификации, которые распространены в сети. 

Для каждого нашего нового партнера мы подбираем наиболее эффективный формат и набор инструментов, в том числе уникальных игровых механик и практик. Это позволяет достигать выдающихся результатов, даже на “падающих” рынках и в самых сложных ситуациях.

Компания DT-Team проводит все виды стратегических сессий. Заполните форму ниже – мы свяжемся с вами, чтобы обсудить ваши запросы и задачи.

Поделиться статьей

Остались вопросы?

Запишитесь на консультацию!

Вам может быть интересно