Форматы стратегических сессий | стратегическое агентство DT-Team

Форматы стратегических сессий

Опубликовано: 28.05.2024
Стратегическая сессия – это особый формат взаимодействия между собственниками и топ-менеджерами, позволяющий синхронизировать представления собственников и топ-менеджеров о ситуации в компании и её дальнейшем развитии. Это эффективный инструмент для анализа текущей ситуации, определения целей и разработки стратегий развития компании. Итоговый результат во многом зависит от вида, формата и цели стратегической сессии.

Статья_виды страт сессий.jpg


Подходы к стратегическим сессиям

В зависимости от подхода выделяют классические и тематические стратсессии. При классическом подходе стратсессия проводится после длительного анализа: маркетингового, производственного и пр. Хотя на проведение стратегической сессии уйдёт 1-3 дня, но на её подготовку потребуется от нескольких недель до нескольких месяцев. 
Цель классической стратегической сессии – создание плана действий, стратегии поведения.
При тематическом подходе задается конкретная тема стратегической сессии. Это может быть поиск путей выхода из кризиса, проработка новых продуктов и др. Такой подход позволяет сузить спектр, глубже проработать вопрос. Также могут сократиться временные затраты.


Способы проведения стратегических сессий

По способу проведения стратсессии делятся на очные, дистанционные и комбинированные. Очные сессии наиболее популярны и позволяют активнее взаимодействовать, видеть реакцию участников вживую. Методы групповой работы – организационно-деятельностные игры, стратегические инструменты и коллективные пленэры – при таком формате работают лучше. Из минусов – чуть больше организационных сложностей.
Дистанционная стратегическая сессия значительно проще в организации, отличается гибкостью, экономией времени. Видеоконференция позволяет снять многие ограничения, однако технические сложности и отсутствие живого контакта могут снизить эффективность мероприятия. Отчасти проблему можно решить приглашением опытного модератора. Работа в Miro с заранее подготовленными шаблонами позволяет устранить коммуникационный барьер.
Комбинированная стратегическая сессия позволяет собрать часть команды в одном месте, а остальным участникам подключиться по видеосвязи. Сочетает лучшие элементы очных и дистанционных стратсессий. Такой формат требует повышенного внимания к сценарию стратегической сессии. Обычно в такой ситуации используются в качестве дистанционного взаимодействия спикеры, которые добавляют содержания для разработки стратегии развития.


Виды стратегических сессий по цели их проведения

В зависимости от цели стратегической сессии бывают следующих видов:

  1. Стратсессия для разработки/корректировки миссии бизнеса. Определяется основная цель и смысл существования компании, ее ценности и принципы. Это фундамент бизнеса, значимость которого не стоит преуменьшать.

  2. Партнерские стратегические сессии. Специальный формат стратегической сессии для партнеров. Если в компании больше одного собственника, то периодически возникает необходимость синхронизации видения дальнейшего развития совместного бизнеса. Всем таким компаниям рекомендуется не реже раза в год проводить отдельные сессии для собственников, особенно в период личных кризисов и трансформаций. Это позволяет не доводить ситуацию до конфликтов и продолжать системный рост компании.

  3. Продуктовые стратегические сессии. Стратегическая сессия для руководителей и среднего менеджмента, цель которой – разработка нового продукта на текущем или новом рынке. Используется в ситуации, когда текущий продукт компании на рынке вышел на плато. Продуктовые стратегические сессии разбиты на два этапа, в первом ищутся сильные стороны компании и рынки, на которых они могут быть применены. Второй этап – это разработка гипотез продуктов на новых рынках с учетом компетенций и сильных сторон компании.

  4. Стратсессия для составления/корректировки стратегии развития. В рамках стратегических сессий разрабатываются проекты развития и изменений, составляется их дорожная карта. Создается ситуация, когда топ-менеджеры становятся лидерами изменений. Они берут на себя ответственность, чтобы реализовывать стратегию как команда. Такие стратегические сессии – как для собственников, так и для руководителей – позволяют понять, куда движется компания, кого еще не хватает в компании для кратного роста и развития.

  5. Стратсессия для оперативного управления. Стратегическая сессия, направленная на операционный (тактический) уровень, необходима для крупного бизнеса раз в полгода, для среднего – раз в 4 месяца. Важно своевременно проводить корректировку относительно пути, который выбрала компания. Это позволит вовремя синхронизировать представления разных подразделений,  а также не допустить затягивания реализации проектов.

  6. Стратсессия для разработки креативных решений. Обычно такие стратегические сессии называются форсайтами. Форсайты призваны посмотреть на перспективу 5-10 лет на развитие отрасли и индустрии. Заглянуть в будущее и оттуда  принять решения о том, в каком направлении компании наиболее выгодно развиваться. Наши стратегические сессии и форсайты построены по методологии “идеализированного проектирования” с использование актуальной на данный момент аналитики с рынка.

Форматы стратегических сессий

Мы выделяем следующие виды стратегических сессий:

1. Сессия стратегического планирования. При ней проводится анализ текущего состояния компании, определяются стратегические направления развития, стратегические цели и приоритеты. Формируется дорожная карта проектов, которая реализует стратегию (стратегический план). 

Реализация проектов изменений (проектных инициатив) и проектов развития и есть реализация стратегий, однако это требует регулярной оценки и мониторинга. Проекты изменений и развития могут быть направлены на реструктуризацию компании, выработку новой политики в продажах, открытие новых направлений, формирование и изменение культурных кодов.

Ключевым элементом стратегической сессии является постановка амбициозной цели, которая должна вдохновлять команду и мотивировать на достижение высоких результатов. Эта цель должна быть практически недостижимой без выхода за пределы зоны комфорта, что стимулирует к поиску нестандартных решений и активному развитию. Обычно цель формируется на очных встречах с собственником компании перед проведением стратегической сессии. Либо на партнерских сессиях, где определяется видение дальнейшего развития компании.

2. Стратегическая сессия обновления стратегии. При ней проводится анализ внешней среды, внутренних ресурсов, оценивается текущая стратегия, может пересматриваться миссия, ценности бизнеса и т. д. В ходе стратсессии участники анализируют текущее положение дел в компании, оценивают достигнутые результаты, выявляют слабые места и определяют новые возможности для развития. На основе проведенного анализа разрабатывается дальнейшее развитие компании на следующие полгода–год.

3. Стратегическая сессия принятия стратегических решений. При ней также проводится анализ внешней среды и внутренних ресурсов, определяются стратегические цели и альтернативные варианты развития. После обсуждения и анализа предложенных вариантов, участники сессии выбирают наиболее подходящие стратегические решения и утверждают их. Эти решения могут касаться изменения продуктовой линейки, выхода на новые рынки, реорганизации структуры компании, внедрения новых технологий и т.д.

4. Сессия стратегического развития. При ней проводится анализ того, как выполняется стратегия; оцениваются ключевые показатели и внешняя среда; выявляются проблемы и возможности; разрабатывается план действий. Результатом сессии является отчет, содержащий подробную оценку текущего состояния компании, анализ её потенциала и рисков, а также рекомендации по разработке стратегии развития.

Для каждого нашего нового партнера мы подбираем наиболее эффективный формат и набор инструментов, в том числе уникальных игровых механик и практик. Это позволяет достигать выдающихся результатов, даже на “падающих” рынках и в самых сложных ситуациях.


Компания DT-Team проводит все виды стратегических сессий. Заполните форму ниже – мы свяжемся с вами, чтобы обсудить ваши запросы и задачи.

Поделиться статьей

Остались вопросы?

Запишитесь на консультацию!

Вам может быть интересно