Уточнение запроса заказчика, постановка целей стратегической сессии
Первый шаг перед проведением стратегической сессии – формирование целей: собственника, модератора (ведущего) и согласованной с собственником цели. Разберём эти цели на примере двух стратсессий от DT-Team с крупными логистической и торговой компаниями.
На первой из них:
- Цель собственника заключалась в построении траектории на пути к платформенным решениям.
- Цель модератора – разработать переход компании из индустриальной в цифровую/технологическую; разработать эффективную модель цифровой компании.
- Согласованная с собственником цель – найти лидеров изменений в компании, которые смогут её трансформировать.
- Цель собственника заключалась в том, чтобы сформировать видение развития компании на горизонте в 3-5 лет. Выбрать наиболее эффективную модель развития бизнеса. Снизить степень своего участия в операционных бизнес-процессах.
- Цель модератора – запустить процесс внутренних трансформаций компании с наименьшими временными и энергетическими затратами.
- Согласованная с собственником цель – разработать портфель проектов и найти лидеров изменений.
Формирование этапов стратегической сессии
В зависимости от запроса собственника формируются предстоящие этапы стратсессии, план подготовительных работ и т. д. Например, в первом из указанных случаев логика разработки стратегии цифровой трансформации выстраивалась следующим образом:- Провести анализ внешней среды (в различных масштабах: мировом, государственном, рыночном, отраслевом).
- Провести анализ внутренней среды (не только ключевых показателей, но также модели в целом, проблем, ограничений и пр.).
- Разработать ключевые показатели, целевую модель компании.
- Разработать стратегические (на 3-5 лет) и тактические (на 1-2 года) проекты.
- Разработать дорожную карту проектов.
- Выделить лидеров изменений для управления проектами.
Разработка сценария стратегической сессии
В рамках другого примера сценарий стратегической сессии включал в себя:- Выступление собственника, чтобы передать топ-менеджерам видение компании и её будущего, передать им запрос собственника.
- Выступление ведущего, чтобы объяснить формат стратегической сессии, её задачи, свою роль.
- Запуск игровой ситуации.
- Анализ внешней (трендов, конкурентов, технологических инструментов и пр.) и внутренней ситуации (показателей, модели и т. д.).
- Определение позиции компании на рынке, выявление возможностей и ограничений, сильных и слабых сторон.
- Разработка и приоритезация проектных инициатив.
- Разработка дорожной карты и выявление лидеров изменений.
Этапы подготовки стратегической сессии
Для наглядности представим сравнение двух примеров проведения стратегических сессий, этапов их подготовки.Организационная структура Стратсессии
После проведения предварительных работ выстраивается план стратегической сессии (её организационная структура) по дням. Вот структура одной из представленных выше стратсессий по дням:Первый день:
- Выступление собственника.
- Погружение в ситуацию на мировом уровне, в рамках страны, рынка и отрасли.
- Проведение стратегической игры «Лидер рынка».
- Рефлексия по итогам игры.
- Разделение участников на команды по результатам тестирования по спиральной динамике и по логике стратегических проектов.
- Разработка первых направлений и инициатив.
- Рефлексия первого дня.
- Анализ внутренних показателей.
- Использование стратегических инструментов (например, тестирования по спиральной динамике, SWOT-анализа и других).
- Структурирование инициатив с целью их перевода в проекты.
- Проработка проектов развития и изменений.
- Рефлексия второго дня.
- Погружение в ситуацию смены привычных бизнес-моделей.
- Анализ понятия «рынок стартапов» и того, как с ним работать.
- Доработка проектов изменений и развития по командам.
- Разработка стратегических и тактических целей.
- Разработка системы управления стратегией и проектами.
- Приоритезация проектов.
- Инициация лидеров проектов.
Подробнее разбирать план стратегической сессии здесь не совсем корректно. Однако подробно результаты стратегической сессии с большим акцентом на её этапах мы рассматривали в этой статье.
Таким образом, ключ к проведению стратегической сессии от DT-Team – это индивидуальный подход, выявление запроса собственника, необходимая под конкретную стратегическую сессию предварительная работы и грамотное планирование. Заказать стратегическую сессию вы можете, заполнив форму ниже.